II. Воздушные суда

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее - Воздушный кодекс)*, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации)**, Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. № 136/42/51***, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения:

физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию, обеспечение и выполнение полетов гражданских воздушных судов;

экипажами воздушных судов и соответствующими подразделениями государственной и экспериментальной авиации в случае выполнения ими коммерческих воздушных перевозок;

экипажами воздушных судов независимо от их национальной и ведомственной принадлежности при полетах по воздушным трассам, местным воздушным линиям, установленным для гражданских воздушных судов маршрутам, включая маршруты зональной навигации, а также в районах гражданских аэродромов и районах выполнения авиационных работ;

экипажами гражданских воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если законы страны по использованию его воздушного пространства и пребывания в ней не требуют иного.

1.3. При осуществлении полетов, связанных со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, специальных полетов особой государственной важности руководителям авиационных предприятий разрешается допускать отступления от требований, изложенных в настоящих Правилах.

1.4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

абсолютная высота принятия решения(DA)или относительная высота принятия решения(DH)–установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку. Абсолютная высота принятия решения (DА) отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения (DН) - от превышения порога ВПП. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму «абсолютная/относительная высота принятия решения» и сокращение «DA/H»;



авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации;

авиация общего назначения - гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ;

авиационное предприятие –юридическое лицо независимо от его организационно - правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ;

авиационные работы – работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи.

авиационный персонал – лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство), осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию (управлению) воздушного движения;

аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

аэродром временный –неклассифицированныйаэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенные периоды, не имеющий стационарных аэродромных сооружений и оборудования, но подлежащий учету в установленном порядке;

аэродром горный–аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря;



аэродром запасной –аэродром, предназначенный для посадки воздушного судна в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета;

аэродромная зона – воздушное пространство установленных размеров, предусмотренное для целей навигации и полетных заданий;

аэродром назначения – аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена планом полета или заданием на полет. Аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки;

аэродром совместного базирования – аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации;

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации;

аэродром совместного использования – аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме;

аэродромный узел (аэроузел) –административно-функциональное объединение близко расположенных аэродромов, организация и выполнение полетов с которых требует согласования и координирования;

аэронавигационная информация – сведения (аэронавигационные данные) об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства, средствах светотехнического и радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов;

аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов – обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание (управление) воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание, предоставляемое на всех этапах полета воздушного судна и осуществляемое на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

аэронавигационный запас топлива – топливо, сверх расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета от взлета до посадки согласно плану, являющееся частью достаточного запаса топлива для полета;

Рассчитывается на случай отклонения от плана полета, в том числе возможного ухода на запасной аэродром и не может быть меньше значения, предусмотренного РЛЭ или эквивалентного ему документа;

аэропорт – комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенных для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющих для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников;

аэростат – летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

барометрическая высота– показания барометрического высотомера с учетом инструментальных и аэродинамических погрешностей;

безопасная высота полета – минимально допустимая высота полета воздушного судна, гарантирующая от столкновения с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней:

безопасность полетов– состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;

боковая полоса безопасности – там, где это предусмотрено, специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе взлетно-посадочной полосы (далее – ВПП), предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях за ее пределы воздушных судов при взлете, посадке и рулении;

болтанка – беспорядочные перемещения воздушного судна при полете в турбулентной атмосфере (умеренная болтанка – при приросте перегрузки до + 1,0g, сильная – + 1,0g и более; в посадочной конфигурации умеренная – + 0,3 – 0,4g; сильная – более + 0,4g);

бортовая система предупреждения столкновений(БСПС) - авиационная система, функционирующая независимо от наземного оборудования и использующая сигналы радиоответчика вторичного обзорного радиолокатора, предназначенная для предупреждения пилота о возможных столкновениях со встречными летательными аппаратами, имеющими работающий радиоответчик вторичного обзорного радиолокатора;

бортовое пилотажно-навигационное оборудование – совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения решения задач пилотирования воздушного судна и воздушной навигации;

бортовой самописец –любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения профилактических мероприятий и расследования авиационного происшествия/инцидента;

векторение – обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения ОВД;

вертодром – участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов;

вертолет –воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

взлет – этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета применительно к конкретному воздушному судну;

взлет аэростата – движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета;

взлетная дистанция вертолета – расстояние по горизонтали, проходимое вертолетом от точки старта, высоты зависания при вертикальном взлете или точки начала разбега, до точки, в которой несущий винт вертолета перешел на режим косой обдувки и вертолет выполнил набор не менее высоты 10,7 м (35 футов) над рельефом местности по курсу взлета;

взлетная дистанция самолета – расстояние по горизонтали, проходимое самолетом от точки старта до точки, над которой самолет набирает высоту не менее 10,7 м (35 футов) и скорость не менее безопасной скорости взлета;

взлетно-посадочная полоса (ВПП) –часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов;

видимость (дальность видимости) – максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты;

видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП(RVR)– максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры;

видимость метеорологическая (дальность метеорологической видимости) – горизонтальная видимость, определяемая метеорологической службой с помощью технических средств или визуально по ориентирам видимости;

визуальные метеорологические условия – метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, высоты нижней границы облаков и расстояния до облаков, при которых полет выполняется по правилам визуальных полетов;

визуальный заход на посадку – заход на посадку, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;

воздушная трасса (ВТ) – установленная для полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации, и диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;

воздушное движение –движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

воздушное судно –летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;

легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания;

воздушное судно- нарушитель –воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации;

воздушное судно, потерпевшее бедствие –воздушное судно, которое получило при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение, либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

воздушное судно, пропавшее без вести – воздушное судно, поиск которого официально прекращен, и не было установлено местонахождение судна или его обломков;

воздушное судно, терпящее бедствие – воздушное судно, оказавшееся в условиях, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа;

временный режим –временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на срок до трех суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(ВРЦ ЕС ОрВД) – оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для обслуживания (управления) воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своем районе ЕС ОрВД;

вынужденная посадка – посадка на аэродроме, кроме посадки на запасном аэродроме, или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану;

высота абсолютная – высота, определяемая относительно уровня моря, выбранного за начало отсчета;

высота истинная – высота, определяемая от точки на земной (водной) поверхности, расположенной непосредственно под объектом измерения, до этого объекта;

высота относительная – высота, определяемая от выбранного уровня до объекта, относительно которого производится измерение;

высота рельефа – абсолютная высота рельефа местности;

высота полета – общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;

высота нижней границы облаков (ВНГО) - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;

высота перехода –высота, устанавливаемая для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе высоты;

высота принятия решения(ВПР)– высота, установленная для точных заходов на посадку или заходов на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;

главный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации – оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (далее – ГЦ ЕС ОрВД);

глиссада – сформированная техническим средством заданная или выдерживаемая пилотом траектория снижения на конечном участке захода на посадку;

государство регистрации –государство, в реестр которого занесено воздушное судно;

государство эксплуатанта –государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности -постоянное место пребывания эксплуатанта;

градиент набора/снижения – тангенс угла наклона траектории набора/снижения, выраженный в процентах;

гражданская авиация – авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики;

давление атмосферное стандартное (QNE) – установленное значение давления 1013,25 мбар (760 мм рт.ст. или 29,92 дюймов рт.ст.);

давление на аэродроме, вертодроме, в пункте:

QFE– атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;

QNH – атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере,при установке которого на шкале давления барометрического высотомера барометрическая высота аэродрома, вертодрома, пункта совпадает с его абсолютной высотой;

дирижабль – аэростат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости, дальности и продолжительности полета;

диспетчерское разрешение – разрешение, выдаваемое органом ОВД экипажу воздушного судна при его запросе, действовать в соответствии с условиями, установленными органом ОВД;

диспетчерское указание – указание органа ОВД, предписывающее командиру воздушного судна выполнить конкретное действие;

документ аэронавигационной информации –документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для аэронавигации, утвержденный и изданный в установленном порядке;

зависимые параллельные заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий соседних ВПП;

задание на полет – бланк установленной формы на выполнение полета (полетов) гражданского воздушного судна, предусматривающий обязательные разделы и графы и оформляемый в установленном в гражданской авиации порядке;

запас высоты над препятствием – минимальное расстояние по вертикали от воздушного судна до горизонтальной поверхности, проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;

запретная зона –часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;

заход на посадку по правилам визуальных полетов – этап полета, на котором выполняется процедура захода на посадку с соблюдением правил визуальных полетов;

заход на посадку по радиолокатору (РСП) – заход на посадку (до ВПР), выполняемый под руководством диспетчера радиолокационного контроля;

зона ограничения - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства ограничено соответствующими условиями;

зона ожидания – воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;

зональная навигация –метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой заданной траектории в пределах зоны действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств или их комбинации;

зональный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации – оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своей зоне ЕС ОрВД (далее – ЗЦ ЕС ОрВД);

извещение для авиационного персонала(NОТАМ)–извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, имеющее важное значение для авиационного персонала, задействованного в организации, обеспечении и выполнении полета, рассылаемое средствами электросвязи;

изолированный аэродром – аэродром назначения, который для данного типа воздушного судна не имеет запасного аэродрома, а аэродром вылета выбрать в качестве запасного невозможно;

инженерно-авиационное обеспечение полетов - комплекс организационных мероприятий по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов, их обслуживанию, соблюдению правил летной и технической эксплуатации, а также обеспечение контроля их выполнения;

использование воздушного пространства –деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства;

классификация воздушного пространства –деление воздушного пространства на классы в зависимости от правил полетов воздушных судов, эшелонирования воздушных судов, наличия двусторонней связи и ограничений по скорости полета, разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства, а также вида предоставляемого обслуживания (управления) воздушного движения;

командир воздушного судна –лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа;

коммерческая гражданская авиация -гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ;

конечный этап захода на посадку – та часть схемы захода на посадку по приборам, которая начинается в установленной контрольной точке (или точке) конечного этапа захода на посадку, или при отсутствии такой точки:

в конце последнего стандартного разворота, разворота на посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа «ипподром», если таковая предусмотрена, или

в точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может быть выполнена посадка или начат уход на второй круг;

консультативное обслуживание воздушного движения – обслуживание, предоставляемое в консультативном воздушном пространстве с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;

контролируемый аэродром – аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения (воздушного и наземного);

контролируемое воздушное пространство- воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства;

контролируемый полет – полет воздушного судна, который обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;

контрольная точка аэродрома (КТА) – точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат;

концевая полоса торможения (КПТ)(или там, где это предусмотрено – концевая полоса безопасности (КПБ) –специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к торцевой границе ВПП, предназначенный для повышения безопасности при возможном выкатывании за пределы ВПП воздушного судна при взлете, посадке и рулении;

круг полетов – установленный маршрут (схема) в районе аэродрома, по которому или по части которого выполняется набор высоты после взлета, заход на посадку, ожидание посадки, полет над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома;

летное поле – часть аэродрома, включающая летную полосу, рулежные дорожки (РД), перроны и площадки специального назначения;

летная полоса – часть летного поля аэродрома, включающая ВПП, боковые полосы безопасности и концевые полосы торможения (если они предусмотрены).

летная проверка члена экипажа – проверка практической работы члена экипажа;

летная тренировка – процесс практического обучения членов летного экипажа воздушного судна с целью приобретения (восстановления) умений и навыков при выполнении полетов на воздушном судне или на тренажерном устройстве имитации полета;

летная эксплуатация воздушного судна – комплекс работ, предусмотренный Руководством по летной эксплуатации воздушного судна по управлению воздушным судном, его системами и оборудованием, осуществляемый экипажем при выполнении полетного задания с момента запуска двигателей до их выключения;

максимальная взлетная масса – максимальная сертифицированная взлетная масса;

маршрут зональной навигации – маршрут, установленный для полетов воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;

маршрут полета –проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную и/или водную поверхность. Маршрут полета имеет ограничения по высоте и ширине;

международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля;

международная воздушная трасса – воздушная трасса, открытая для международных полетов;

международный полет воздушного судна – полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства;

местность горная –местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также с высотой над уровнем моря 2000 м и более;

местность холмистая – местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями рельефа от 200 м до 500 м в радиусе 25 км;

местность равнинная – местность с относительными превышениями рельефа менее 200 м в радиусе 25 км:

место ожидания у ВПП (предварительный старт) – участок РД или установленное место перед ВПП и, как правило, маркированное, предназначенное для остановки воздушных судов и транспортных средств перед их занятием ВПП при отсутствии указаний от органа ОВД о дальнейших действиях, а также для выполнения экипажем предусмотренных технологических процедур;

местная воздушная линия(МВЛ) – установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием (управлением) воздушного движения. МВЛ может быть открыта для выполнения международных полетов;

местный режим – временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, в том числе воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс и МВЛ в нижнем воздушном пространстве зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до трех суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;

метеорологическая информация – метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий;

метод числа «М» – выполнение полетов воздушных судов с числами «М», назначенными органами ОВД для обеспечения выдерживания на маршрутах ОВД установленных интервалов продольного эшелонирования;

минимальная абсолютная высота снижения(MDA)или минимальная относительная высота снижения(MDH)–указанная в схеме неточного захода на посадку или схеме захода на посадку по кругу абсолютная или относительная высота, ниже которой снижение не должно производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами. MDA отсчитывается от среднего уровня моря, а MDH – от превышения аэродрома или превышения порога ВПП, если его превышение более чем на 2 м (7 футов) меньше превышения аэродрома;

В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму «минимальная абсолютная/относительная высота снижения» (МDA/H);

минимальное приведенное давление (Pприв.мин) – расчетное значение минимального приведенного к уровню моря атмосферного давления по маршруту или району полета;

минимум аэродрома - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых на данном аэродроме разрешается выполнять взлет и посадку воздушного судна данного типа;

минимум воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), позволяющие безопасно производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа;

минимум командира воздушного судна (пилота) - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых командиру воздушного судна (пилоту) разрешается выполнять взлет, посадку или полет по ПВП (ОПВП) на воздушном судне данного типа;

минимум вида авиационных работ - минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение авиационных работ определенных видов.

начальный этап захода на посадку – часть захода на посадку по приборам между контрольными точками начального и промежуточного этапа захода на посадку;

независимые вылеты - одновременные вылеты с параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП;

независимые заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда не установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий соседних ВПП;

неконтролируемый аэродром – аэродром, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание аэродромного движения;

неконтролируемый полет – полет воздушного судна, который не обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;

необходимый визуальный контакт с ориентирами - видимость ориентиров в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна;

обратная схема – общее название процедур захода на посадку с направлений, близких обратному посадочному курсу;

обледенение –отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин, умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин, сильное - более 1 мм/мин);

опасная зона - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;

организация использования воздушного пространства –обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства;

организация летной работы – комплекс обязательных в коммерческой гражданской авиации и АОН (эксплуатанты) мероприятий по управлению летной деятельностью с целью достижения высокого уровня обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов;

органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) - оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее – ОВД) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства;

органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства – органы обслуживания воздушного движения гражданской авиации, а также органы управления полетами государственной и экспериментальной авиации;

особый случай в полете – ситуация, которая возникает в результате внезапного отказа авиационной техники или попадания воздушного судна в условия, требующие от экипажа воздушного судна действий, отличающихся от обычного пилотирования воздушного судна;

переходный слой –воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода;

полет увеличенной дальности воздушного судна с двумя двигателями(ETOPS)– полет, выполняемый самолетом при одной неработающей силовой установке, по маршруту, на котором время полета с крейсерской скоростью (в условиях МСА и в штилевых условиях), от какой либо точки маршрута до соответствующего требованиям запасного аэродрома превышает один час;

полетное диспетчерское обеспечение – комплекс мероприятий по организации и обеспечению полета на этапе предполетной подготовки экипажа и в полете;

полоса воздушных подходов –часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу ВПП и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят маневрирование при наборе высоты после взлета, ухода на второй круг и снижении при заходе на посадку;

полусмешанные параллельные операции - одновременные операции на параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП с использованием одной ВПП исключительно для вылетов, а другой ВПП - как для заходов на посадку, так и для вылетов или с использованием одной ВПП исключительно для заходов на посадку, а другой ВПП - как для заходов на посадку, так и для вылетов;

пользователи воздушного пространства – граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;

посадочная площадка– участок земли, льда, поверхности воды, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, предназначенный для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

потеря ориентировки – ситуация, при которой экипаж воздушного судна не знает и самостоятельно не может установить местонахождение воздушного судна с точностью, необходимой для определения направления полета в целях выполнения плана полета;

почти параллельные ВПП - непересекающиеся ВПП, угол схождения/расхождения между продолжением осевых линий которых составляет 15° или менее;

правила визуальных полетов (ПВП) –порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местонахождение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту;

правила полетов по приборам (ППП) –порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяется по пилотажным и навигационным приборам (оборудованию), установленным на воздушном судне;

превышение порога ВПП – абсолютная высота порога ВПП;

предполетная подготовка – стандартные эксплуатационные процедуры, выполняемые экипажем перед полетом;

предпосадочная подготовка – стандартные эксплуатационные процедуры, выполняемые экипажем, как правило, перед снижением для захода на посадку;

предпосадочная прямая – установленная траектория движения воздушных судов на заключительном этапе схемы захода на посадку после выхода на посадочный курс и до точки приземления;

прерванный заход на посадку (уход на второй круг) – установленный порядок действий экипажа воздушного судна для маневрирования при отсутствии возможности произвести посадку;

приаэродромная территория–прилегающая к аэродрому территория земли или воды, на которой в установленном порядке в целях безопасности полетов и экологической безопасности имеются ограничения по строительству (наличию) объектов;

приемлемый уровень безопасности полетов- показатели, которые отражают цели уполномоченного органа в области гражданской авиации, эксплуатанта, пользователя воздушного пространства в области гражданской авиации или поставщика обслуживания, касающиеся безопасности полетов;

проверяющий – должностное лицо уполномоченного органа в области гражданской авиации, в том числе его территориального органа или с полномочиями от уполномоченного органа в области гражданской авиации должностное лицо, назначенное для проведения проверки практической (летной) работы членов экипажа воздушного судна в полете;

провозка – полет с целью подготовки экипажа (члена летного экипажа) воздушного судна к самостоятельным полетам на аэродром, по воздушной трассе (маршруту), в районе работ и т.п;

программа технического обслуживания–документ, содержащий описание конкретных плановых работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения, а также связанных с ними процедур, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации воздушных судов;

промежуточная защитная зона - к контексте независимых параллельных заходов на посадку - коридор воздушного пространства определенных размеров, расположенный по центру между продолжением осевых линий двух ВПП, при входе воздушного судна в который необходимо вмешательство диспетчера для осуществления маневрирования какого-либо подвергающегося угрозе воздушного судна, выдерживающего посадочный курс на смежную ВПП;

пункт обязательного донесения – установленная точка (рубеж) на воздушной трассе, МВЛ, маршруте полета, схеме вылета или захода на посадку, пролет которой летный экипаж воздушного судна должен сообщить органу ОВД;

пункты полетно-информационного обслуживания –органы, предоставляющие летным экипажам воздушных судов при востребовании полетно-информационный вид обслуживания;

рабочий (эксплуатационный) план полета – план, составленный эксплуатантом для безопасного выполнения полета с учетом летно-технических характеристик воздушного судна, эксплуатационных ограничений и ожидаемых условий на заданном маршруте и на соответствующих аэродромах;

раздельные параллельные операции - одновременные операции на параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП с использованием одной ВПП исключительно для заходов на посадку, а другой ВПП - исключительно для вылетов;

разрешительный порядок использования воздушного пространства - порядок использования воздушного пространства, при котором пользователь воздушного пространства для осуществления своей деятельности обязан получить разрешение соответствующего центра ЕС ОрВД;

район авиационных работ – часть воздушного пространства, в пределах которого по установленным планам и графикам выполняются авиационные работы:

район аэродрома – воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскости;

район аэроузла – часть воздушного пространства установленных размеров с двумя и более близко расположенными аэродромами, для организации и выполнения полетов с которых необходимо специальное согласование и координирование;

район полетной информации –воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное обслуживание воздушного движения и аварийное оповещение;

районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(РЦ ЕС ОрВД); – оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своем районе ЕС ОрВД;

расчетное время прилета – расчетное время (момент) выхода воздушного судна на дальнюю приводную радиостанцию (или ОПРС) аэродрома или специально определенное для таких целей радиотехническое средство или КТА аэродрома (при отсутствии радиосредств);

ремонт воздушного судна –восстановление летной годности авиационного изделия в установленном порядке после его повреждения или износа для обеспечения дальнейшего соответствия воздушного судна предусмотренным нормам летной годности, которые использовались для выдачи сертификата типа соответствующему типу воздушного судна (или акта оценки летной годности);

рельеф местности – естественная поверхность земли без учета искусственных препятствий;

рубеж передачи ОВД – рубеж, установленный на маршруте руления или на траектории полета воздушного судна, на котором обслуживание движением данного воздушного судна передается от одного органа ОВД другому;

рубеж ухода (рубеж возврата) –граница части ВТ, МВЛ или маршрута полета, определяемая летным экипажем воздушного судна и рассчитанная таким образом, чтобы в случае следования с рассчитанного рубежа возврата на запасной аэродром, количество топлива на борту воздушного судна к расчетному времени прилета на запасной аэродром обеспечивало полет на высоте круга не менее чем на 30 минут;

руководство по летной эксплуатации воздушного судна(РЛЭ) – руководство, содержащее инструкции и информацию, необходимые членам экипажа, для обеспечения безопасной летной эксплуатации воздушного судна, а также ограничения, в пределах которых воздушное судно должно считаться годным к полетам;

руководство по производству полетов(РПП) – руководство, разработанное и введенное в действие в установленном порядке эксплуатантом, содержащее установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов;

руление – движение воздушного судна по земной поверхности за счет собственной тяги, за исключением разбега на взлете и пробега при посадке. В отношении вертолета или воздушного судна с вертикальным взлетом и посадкой может применятся определение «руление по воздуху» - движение над поверхностью аэродрома с путевой скоростью менее 37 км/ч;

сборник аэронавигационной информации Российской Федерации(АИП России)– документ, изданный или санкционированный государством и являющийся основным источником долгосрочной аэронавигационной информации;

сдвиг ветра – изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый - до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный - от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный - от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный - 6 м/с и более на 30 м высоты);

склонные полеты– планирующие полеты сверхлегких летательных аппаратов с огибанием рельефа склона (местности) ниже уровня стартовой (взлетной) площадки;

сложные метеорологические условия – метеорологические условия, характеризующиеся видимостью 2000 м и менее и (или) высотой нижней границы облаков 200 м и ниже при их общем количестве более двух октантов;

сменный пилот на крейсерском этапе полета – пилот (в случаях, когда в составе летного экипажа воздушного судна предусмотрено два пилота - командир воздушного судна, имеющий допуск к инструкторской работе), который назначается (определяется) для выполнения функций пилота на крейсерском этапе полета на время запланированного отдыха командира воздушного судна или второго пилота;

смешанные параллельные операции - одновременное выполнение заходов на осадку и вылетов на параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП;

сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер–лицо, назначенное эксплуатантом, которое имеет соответствующую квалификацию и оказывает поддержку, проводит инструктаж и/или помогает командиру воздушного судна в обеспечении безопасного выполнения полета;

специальная зона – зона отработки техники пилотирования (пилотажная зона), зона испытательных полетов, зона полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зона полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, зона полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, зона полетов воздушных судов с переменным профилем и т.п;

старт аэростата – начальный этап взлета аэростата, при котором происходит его освобождение от механической связи с землей или транспортным средством;

структура воздушного пространства –зоны, районы и маршруты обслуживания (управления) воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и др.), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и др.), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства;

схема вылета, захода на посадку, прерванного захода на посадку– графическое представление процедуры вылета, захода на посадку, прерванного захода на посадку (ухода на второй круг);

схема типа «ипподром» – схема маневрирования воздушного судна в зоне ожидания, или необходимости в потере высоты на начальном этапе захода на посадку, или вывода воздушного судна на линию пути приближения, когда вход в обратную схему не может быть выполнен;

техническое обслуживание– проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта в установленном порядке.

У эксплуатанта - комплекс работ, предусмотренных эксплуатационно-технической документацией (ЭТД) по подготовке воздушного судна до готового к полету состояния, выполняемых инженерно-техническим персоналом с момента выключения экипажем двигателей после выполнения полетного задания до запуска экипажем двигателей с целью выполнения нового (продолжения) полетного задания;

точка прерванного захода на посадку – точка на схеме неточного захода на посадку, в которой командир воздушного судна должен начать процедуру ухода на второй круг, если до ее пролета командир воздушного судна не принял решение о посадке;

траектория полета – совокупность последовательных положений воздушного судна в воздушном пространстве во время выполнения полета;

требуемые навигационные характеристики (RNP) – перечень навигационных характеристик, необходимых для выполнения полетов в пределах установленного воздушного пространства.

Навигационные характеристики и требования определяются для конкретного типа RNP и/или применения;

тип RNP – величина удерживания, выраженная через расстояние в морских милях от планируемого местоположения, в пределах которого воздушные суда будут находиться в течение, как минимум, 95% общего полетного времени.

Например: RNP 4 представляет собой навигационную точность плюс или минус 7,4 км (4 м мили) на основе 95% уровня удерживания);

уведомительный порядок использования воздушного пространства - использование воздушного пространства пользователем воздушного пространства с уведомлением соответствующего органа ЕС ОрВД о начале и окончании деятельности по использованию воздушного пространства;

член экипажа воздушного судна – лицо, назначенное эксплуатантом и/или уполномоченное должностное лицо уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение рабочего (служебного) времени и включенное в задание на полет;

член летного экипажа – член экипажа, имеющий свидетельство, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушного судна в течение рабочего (служебного) полетного времени;

член кабинного экипажа– член обслуживающего экипажа, который в интересах безопасности пассажиров, сохранности грузов и выполнения специальных работ на борту воздушного судна выполняет установленные обязанности, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна в течение рабочего (служебного) полетного времени (полетной смены);

экипаж воздушного судна – лица, которым в установленном порядке поручено выполнение должностных обязанностей при выполнении задания на полет;

эксплуатационный минимум аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) – минимум для взлета и посадки, определенный в установленном порядке для аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) по категориям воздушных судов;

эшелонирование –общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы:

эшелонирование вертикальное – рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы;

эшелонирование продольное – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;

эшелонирование боковое – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

эшелон полета – установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к давлению 760,0 мм ртутного столба (1013,2 гектопаскаля) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов;

эшелон нижний (безопасный) – ближайший к безопасной высоте полета, рассчитанный и установленный эшелон полета, расположенный выше этой высоты;

эшелон перехода –установленный эшелон полетавоздушного судна для перевода шкалы барометрического высотомера со стандартного давления на давление аэродрома или минимальное атмосферное давление, приведенное к


уровню моря. Эшелоном перехода является нижний эшелон полета в районе аэродрома (аэроузла).

1.5. При осуществлении обеспечения и выполнении полетов используются единицы измерения, принятые в Российской Федерации.

При выполнении полетов в воздушном пространстве другого государства используются единицы измерения, другого государства.

II. Воздушные суда

2.1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

Сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 1 статьи 33 Воздушного кодекса).

2.2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации (пункт 1 статьи 33 Воздушного кодекса).

2.3. При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации гражданскому воздушному судну присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно.

Изображение Государственного флага Российской Федерации на гражданском воздушном судне обязательно.

Изображение флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки могут наноситься дополнительно.

Государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 6 статьи 38 Воздушного кодекса).

2.4. Каждому гражданскому воздушному судну, имеющему средства радиосвязи, присваивается позывной радиосигнал в порядке, установленном федеральными авиационными правилами (пункт 1 статьи 34 Воздушного кодекса).

Все воздушные суда, на которых производятся ночные полеты, должны быть оборудованы рулежно-посадочными фарами, иметь внутреннее освещение кабин, аэронавигационные огни. Воздушные суда могут иметь проблесковые маяки и строевые огни, а вертолеты, кроме того, - контурные огни.

Воздушные суда должны быть оборудованы аппаратурой для регистрации параметров полета и работы авиационной техники в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.5. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами (статья 35 Воздушного кодекса).

2.6. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

2.7. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.

2.8. Гражданские воздушные суда в установленном порядке (на сверхлегкие летательные аппараты такой порядок вообще не распространяется) оснащаются:

аппаратурой спутниковой навигации;

аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ (ELT).

Требования к бортовому оборудованию содержатся в Приложении 6 к Конвенции о международной гражданской авиации и должны быть определены в соответствующих федеральных авиационных правилах.

2.9. К выполнению полета допускается исправное воздушное судно, которое прошло необходимое техническое обслуживание, а его годность к эксплуатации подтверждена в установленном порядке.

2.10. На каждом гражданском воздушном судне и у экипажа гражданского воздушного судна при производстве полетов должна быть следующая документация:

Судовые документы:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия);

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

руководство по летной эксплуатации;

разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;

бортовой и санитарный журналы (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно).

Соответствующие документы на каждого члена экипажа, указанные в пункте 3.8 настоящих Правил.

Документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации (статья 67 Воздушного кодекса).

2.11. Использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

2.12. Перечень судовых документов при выполнении международных полетов должен соответствовать перечню, предусмотренному в Сборнике аэронавигационной информации (далее - АИП) конкретной страны.

2.13. Формуляры планера, двигателей и паспорта агрегатов должны находиться на борту воздушного судна в случаях:

перегонки для передачи другому физическому, юридическому лицу или эксплуатанту, а также для выполнения периодических видов технического обслуживания;

направления на ремонт, переоборудование, доработку и возвращения к месту постоянного базирования;

при полетах в район (перегонки) базирования для выполнения авиационных работ в отрыве от места постоянного базирования и возвращения к месту постоянного базирования.

2.14. На воздушных судах должны находиться перечни минимального оборудования, разрешающие эксплуатацию воздушного судна с некоторыми неработающими системами или оборудованием.

При определении возможности обеспечения приемлемого уровня безопасности должна учитываться вероятность дополнительных отказов систем или оборудования.

Признаки отказов систем или оборудования для данного полета записываются в журнал технического состояния воздушного судна для информирования летного экипажа воздушного судна (далее - летный экипаж) и персонала технического обслуживания.

Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Воздушного кодекса на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

2.15. Эксплуатанты обязаны предоставлять уполномоченному органу, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также разработчику авиационной техники информацию о техническом состоянии авиационной техники и об особенностях ее эксплуатации.

2.16. В зависимости от приборной скорости пересечения порога ВПП при максимальной сертифицированной посадочной массе воздушного судна устанавливается категория воздушного судна (приложение № 1 к настоящим Правилам).

2.17. По интенсивности создаваемой спутной турбулентности различаются:

тяжелые воздушные суда с максимальной взлетной массой 136 т и более;

средние воздушные суда с максимальной взлетной массой от 7 до136 т;

легкие воздушные суда с максимальной взлетной массой 7 т и менее.

2.18. Вертолеты различаются:

вертолеты с летно-техническими характеристиками класса 1, которые позволяют в случае отказа критической силовой установки выполнить посадку в зоне прерванного взлета или безопасно продолжить полет до соответствующей зоны приземления, в зависимости от того, когда произошел отказ;

вертолеты с летно-техническими характеристиками класса 2, которые позволяют в случае отказа критической силовой установки безопасно продолжать полет, за исключением тех случаев, когда отказ имеет место до достижения характерной точки после взлета или после характерной точки до посадки, когда может потребоваться выполнение вынужденной посадки;

вертолеты с летно-техническими характеристиками класса 3, которые позволяют в случае отказа силовой установки в любой точке на траектории полета выполнить вынужденную посадку.


3105386062764946.html
3105453533208947.html
    PR.RU™