Влияние плавания на опорно-двигательный аппарат человека

12

ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ И ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ШКОЛЬНИКА.

Дергунова Дарья, МБОУ « Порецкая СОШ», 7 класс

Научный руководитель :Шильникова Ольга Николаевна, учитель физической культуры МБОУ « Порецкая СОШ»; Шильников Владимир Викторович, учитель физической культуры МБОУ « Порецкая СОШ»

Введение

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Гармоничное развитие мышц, красивая осанка, стройная фигура, хорошая гибкость, улучшение координации движений являются залогом крепкого здоровья и красоты. Довольно актуальной проблемой является проблема профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Актуальностьпроблемы заключается в том , что заболевания опорно-двигательного аппарата распространены среди детей и подростков школьного возраста .В наше время всё больше детей с искривлением позвоночника, плоскостопием и др.(по статистике 70 % ) выпускаются из школы. Поэтому этой проблеме следует уделять больше внимания -учащимся необходимы расширенные знания и умения по профилактике и лечению различных нарушений ОДА . Одним из эффективнейших средств профилактики и лечения является плавание и специальные корригирующие плавательные упражнения. Занятия в воде при нарушениях ОДА позволя­ют решить сразу две задачи: коррекция и закаливание.

Изучив литературу, данные медицинского осмотра, информацию интернет ресурсов, я провела анкетирование с учащимися 7 классов и выяснила, что большинство детей(43%) ставят на первое место зарплату,27% работу, и только30% детей на первое место поставили здоровье.58 % учащихся занимаются физическими упражнениями вне школы, 42% ребят выполняют упражнения для коррекции осанки. В настоящее время в нашем селе действует ФСК «Дельфин» и поэтому выполнять профилактику заболеваний ОДА школьников можно самым эффективным способом- плаванием.

Цель работы:изучение влияния плавания и плавательных упражнений на опорно-двигательный аппарат школьника.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1.Изучение и обработка различных источников информации, энциклопедические справочники. Специальную медицинскую литературу по теме, материалы интернета, интервью со специалистами в данной области.

2.Провести тестирование по нарушению ОДА

3.Провести анкетирование

4.Разработка, апробация и внедрение комплексов упражнений для коррекции осанки, формирования мышечного корсета в плавательном бассейне.

Методы:

1.Изучение специальной литературы, результатов медицинского обследования детей.



2.Анкетирование, тестирование учащихся.

3.Разработка, апробация и внедрение комплекса плавательных упражнений.

4. Обобщение , анализ, выводы.

Объектом исследования сталиучащиеся 7-х классов

Гипотеза

Если укреплять мышечный корсет, выполняя плавательные упражнения и заниматься плаванием , то количество учащихся с нарушением ОДА уменьшиться.

Опорно-двигательныйаппарат - единый комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве, а также движения отдельных частей тела. Кроме того, опорно-двигательная система участвует в обеспечении жизненно важных процессов (минеральный обмен, кроветворение, кровообращение и другие). Опорно-двигательный аппарат состоит из 206 костей, суставов(более 200), связок, мышц(около 640) и их нервных образований.(Приложение 1)

Влияние плавания на опорно-двигательный аппарат человека

Плавание является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов спорта, мощным средством предупреждения и даже исправления начинающихся нарушений телосложения. Плавание благотворно влияет на основные показатели физического развития: рост, вес, ЖЕЛ; является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки , сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно -сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки. Теплая вода оказывает: болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры служит закаливающим фактором. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

Осанка- это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека(Приложение 2). Правильная осанка- залог здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей ЗДОРОВЬЯ . Осанка портится по нескольким причинам: Основная причина - гиподинамия, или, проще, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма В период риска (11-12), когда в организме происходит толчок в росте на осанку следует обратить особое внимание. В этот период связочно-мышечный аппарат не успевает за активным ростом скелета.

Виды нарушения осанкиНарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в передне-задней (сагиттальной) плоскости (вид с боку)-

"сутуловатость" , «круглая спина", "вогнутая спина, "кругло-вогнутая спина" , «плоская спина" , "плоско-вогнутая спина"(Приложение 2) и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Плоскостопие – это изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного (вдоль стопы по внутреннему ее краю) и поперечного (расположенный под основаниями пальцев) сводов.(Приложение 3) Результатом плоскостопия является быстрое утомление при ходьбе, боли в с ступнях, коленях, бедрах и пояснице.

Активное движение ног в воде при плавании укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль, а для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание кролем в ластах.

Плавание и мышцы

У пловца гармонично развиваются все группы мышц, так как нагрузка падает не только на крупные мышцы ног, рук, туловища и шеи, но и на большое количество мелких мышц. В тоже время плавание не приводит к гипертрофии мышц, потому что нагрузка при оздоровительном плавании носит аэробный характер.

Плавание формирует крепкий мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном прямом положении и формирует правильную осанку(Приложение 4)

Работа мышц пловца в воде и на суше хорошо скоординирована, так как во время плавания просто необходима хорошая координация движений.

В отличие от многих других видов спорта плавание, благодаря нахождению в водной среде, не перегружает мышцы и суставы.

При любых способах плавания из-за отсутствия сдавливающей нагрузки все суставы (в том числе суставы позвоночника) действуют с высокой амплитудой в самых различных плоскостях.


3103992088899972.html
3104027964630186.html
    PR.RU™