Греко-арабская алхимия 4 страница

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Рис. 10. Искушение Евы. «Знание оказывает либо пагубное, либо целительное воздействие... Необходимо рассматривать его, догмат felix culpa, двояко». Фон Франц.

Вопрос: Я недостаточно ясно представляю себе связь между сказанным вами и задачами юнгианской психологии. Имеют ли непосредственное отношение эти тексты к интерпретации символов сновидений?

Доктор фон Франц: Да, разумеется. Возьмем, например, человека, которому приснилось, что к нему приближается таинственная женщина. Этот сон приснился мужчине, который столкнулся сексуальной проблемой. Я точно не знаю, в чем состояла эта проблема, поскольку это был не мой пациент. Во сне он увидел незнакомку, которая произвела на него большое впечатление и сказала ему, что весь секрет состоит в том, чтобы получить из яблока порошок.

Вопрос: Значит, суть состоит в том, что этот сон имеет непосредственное отношение к жизни человека?

Доктор фон Франц: Да. Предположим, на анализ приходит человек и говорит, что он импотент, или донжуан. Аналитик может сказать, что необходимо проверить возможные бессознательные сообщения по этому поводу. Другие терапевты уже работали с этим пациентом на сознательном уровне, но это ему не помогло, и он дошел до последней черты. Ему известно, с чем может быть связан его недуг: материнский комплекс. Но от этого ничего не меняется. Поэтому необходимо исследовать сновидения. Во сне пациенту явилась изумительной красоты женщина и сказала, что вся проблема в том, чтобы высушить яблоко до белого порошка. Пациент считает, что это чепуха. У него не возникает никаких ассоциаций, так как люди не способны формировать ассоциации по поводу своих архетипических сновидений. Белый порошок в яблоке не вызывает у этого человека никаких ассоциаций; он может сказать, что он любит яблоки, или что-нибудь в этом роде, но ничего другого мы от него не добьемся, поэтому аналитику необходимо иметь представление об ассоциациях, характерных для всего рода человеческого.

Если нам удается добиться от пациента ассоциаций, это замечательно, но в противном случае мы обычно попадаем в тупик, нам приходится говорить о том, что человечество верило в символическое значение яблока, несущего познание добра и зла, приходится напоминать пациенту о Библии, говорить, что люди всегда верили в то, что яблоко возрождает тайны. Мы рассказываем ему несколько мифов, и тогда пациент начинает проявлять беспокойство и говорит: «Какое это имеет значение для меня?» Мифы пронизывают настроение, отличное от Библейского текста, в рамках которого дается только чувственная оценка грехопадения как своего рода несчастного случая. Лишь в более поздней католической интерпретации появляется концепция felix culpa, которая гласит: согрешение Адама и Евы благословенно, ибо в противном случае Христос не смог бы спасти нас. Поначалу считалось, что Адам совершил грехопадение по вине Евы, и все в мире пошло не так, как было первоначально задумано. Даже церковь всегда утверждала что дева Мария исправила ошибку Евы, к которой можно относиться терпимо только поэтому. Но эмоциональная атмосфера, по крайней мере в Ветхом Завете, свидетельствует о том, что все беды обязаны своим возникновением прегрешению Евы. Однако в нашем тексте познание выступает как достижение, ибо, узнав от ангел тайну, Изида говорит, что собирается сообщить ее своему сыну В тексте говорится, что лев порождает льва. Изида сообщает об это» как о тайне.



Как уже отмечалось, история Изиды перекликается с библейской историей, хотя эмоциональная оценка в данном случае дается. Если в Библии эта история представлена как случайное, непреднамеренное грехопадение, то здесь получение тайны от ангелов описано как замечательное достижение, и ни слова не сказано о грехопадении мира. Напротив, тайна настолько замечательна, что Изида собирается сообщить о ней только сыну и лучшему другу. Для того чтобы приступить к психологической интерпретации, необходимо понять значимость этого отличия. Человечество по-разному оценивает не только происхождение науки и техники, химии и естественных наук, но и познания вообще. Помогает или развращает познание?

Замечание: В Библии, как мне кажется, сказано, что познание которое символизирует яблоко, чревато моральным разложением

Доктор фон Франц: Да. Из-за него мы были изгнаны из рая

Вопрос: Вы рассматриваете знание как атрибут бога?

Доктор фон Франц: Да. С одной точки зрения знание отождествляется с богом, поэтому овладение знанием — акт инфляции. Эго овладевает тем, что не принадлежит ему, и поэтому попадает в состояние инфляции, теряет равновесие и гармонию. Но в истории Изида оценка противоположная: она узнала от ангелов тайну, настолько замечательную, что хочет сообщить об этом только своему другу В данном случае нет ни инфляции, ни несчастья.

Данный подход противоположен подходу религиозной традиции естественных в зародыше. Принесли ли людям несчастье достижения в области естественных наук и техники? Извратили ли они естественное состояние человека или свидетельствуют о прогрессе? Полезен прогресс или нет? Не станем ли мы хуже, расширяя пределы нашего сознания и отдаляясь от природы? Не лишимся ли мы гармонии? Или мы должны это сделать? Стремясь к расширению пределов нашего сознания, выполняем ли мы волю бога или нарушаем ее? Подобные вопросы тайно или явно пронизывают анализ.

Мы рассмотрели религиозную проекцию. В психологическом контексте необходимо решить вопрос расширения пределов сознания прогрессом. На психоаналитической консультации люди нередко говоря, что, по их мнению, лучше оставить в покое неприятные воспоминания. Зачем откапывать проблемы, которые становятся тем запуганнее, чем больше о них размышляешь. Предоставим природе возможность действовать, и тогда проблемы сами-собой решатся. Предположим, к аналитику обращается мальчик, слишком сильно привязанный к матери, который не хочет покидать отчий дом. Анализируя сновидения мальчика, аналитик говорит, что ему, очевидно, следует отделиться от матери. Но вскоре появляется разъяренная мать и спрашивает, на каком основании мы разрушаем семейную гармонию. Вся семья встревожилась, а мальчику не стало лучше.

Итак, встает вопрос: расширение пределов сознания — это хорошо или плохо? Мы, терапевты, каждый раз вынуждены задавать себе это вопрос. В жизни нам приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Например, кто-нибудь из пассажиров в поезде может поинтересоваться вашей профессией. Если ответить, что вы психоаналитик, тогда вам скажут, что это очень интересно и расскажут свой сон. Люди относятся к снам несерьезно, но сновидения обнажают проблемы данного человека. Перед вами встает вопрос, как поступить: сказать колкость этому человеку, сообщить неприятные сведения и дать ему понять, что в действительности означает это сновидение, или отказаться, сославшись на то, что это не консультация.

Знание может либо отравить, либо исцелить. Поэтому в одних мифах сказано, что знание приводит к грехопадению мира, а в других — к исцелению. Кроме того, в Библии сказано, что знание всегда начинается с грехопадения, а ведет к исцелению которое символизирует Иисус Христос. использовавший знание для исцеления. Таким образом к знанию, которое лежит в основе догмата счастливой вины необходимо относиться двояко.

Однако в реальной ситуации двойственная позиция неприемлема. Каждый раз перед нами возникает невероятно трудная проблема: сказать или не сказать? Мы несем моральную ответственность и не знаем, правильно или неправильно поступаем. Такова проблема сознания. Что делать человеку со своим сознанием? Как ему решить проблему сознания? Видите ли, даже если я сознаю содержание сновидения, как мне решить осознанную проблему? Является ли сознание ядом или средством исцеления? Сознание и знание — проблема невероятно трудная; до сих пор ее не удалось решить.

Замечание: Мы никогда не решим эту проблему, поскольку она неотделима от жизни.

Доктор фон Франц: Это верно, но лишь в общем виде. Необходимо подойти к рассмотрению этой проблемы более основательно, более конкретно, ибо в противном случае подход будет недостаточно серьезным. Проблема знания и сознания действительно очень серьезна. Отмахиваться от нее нельзя.

Вообще говоря, можно сказать, что это проблема всего человечества, ибо человек — странное изобретение природы. Он является носителем новой формы сознания. В книгах по антропологии говорится, что отличительная особенность человека — феномен сознания Вместе с тем люди знают, как следует оценивать именно это качество. Проклятие оно или счастливый дар? В данном случае мы соприкасаемся с истоками европейской традиции естественных наук. Данный текст берет начало в языческой традиции. В нем заметно египетское и греческое влияние, поэтому знанию дается однозначно положительная оценка. При анализе современных людей, например физиков, они проявляют аналогичную позицию. Они верят в науку, в прогресс. Интересно изучать языческую символику бессознательного, так как в наше время она вновь популярна и широко обсуждается.

Мне очень приятно, что вы задаете такие вопросы, поскольку они нуждаются в уточнении. Можно сказать, зачем копаться в скучных древних текстах. Но не следует забывать, что там таятся истоки всех замечательных идей и предрассудков нашей цивилизации. Если, не будем исследовать базовые предрассудки нашей цивилизации, то никогда не поймем суть других цивилизаций. Мы должны отдавать себе отчет в наших предрассудках, даже не отказываясь от них под тем предлогом, что они нам нравятся. Впрочем, существуют и другие мнения по этому вопросу. Такая широта взглядов необходима. Собираясь провести объективный анализ пациентов, нельзя ограничиваться одним направлением. Аналитик должен обладать широким кругозором и понимать, что психика пациента осуществляет констелляцию независимо от того, к чему этот процесс приведет.

Вопрос: Можно ли провести параллели между этим подходом и поступком Прометея?

Доктор фон Франц: Это очень хороший вопрос. История Прометея — типичный греческий миф, который отражает сущность греческого подхода, поскольку не придает проблеме этический характер, как это делает Библия, разделяя добро и зло. Миф описывает похищение у богов того, что они стремятся сохранить втайне. За похищение полагается наказание, и Прометей его не избежит. Но в мифе отсутствует моральная оценка. Греческий ум просто отмечает, что за похищение знаний из сферы бессознательного необходимо платить, но, тем не менее, никто не утверждает, что похититель не прав. Миф не дает рекомендаций, не призывает, не объясняет, как нужно поступать, но указывает на то, что любую кражу такого рода приходится оплачивать.

Греческий подход кардинально отличается от европейского, иудейского и христианского, поскольку последние придают проблеме моральный характер. В этом — суть архетипической истины. Познание — неотъемлемая часть развития сознания, но за познание необходимо платить. Познание стоит дорого, но выбор всегда за человеком. Если в христианской традиции выделяется этический аспект, то в греческой традиции превалирует беспристрастный взгляд и констатация фактов.

Замечание: Вы дважды упомянули о стремлении ангела вступить в половую связь с Изидой, причем во второй раз вы употребили слово «изнасилование», но в плане расплаты за знание это следует строго различать, так как в одном случае вступление в половую связь носит принудительный характер, а в другом — характер добровольный.

Доктор фон Франц: В буквальном смысле в тексте просто сказано, что он хочет вступить в половую связь, а она этого не хочет, и я просто сократила эту фразу, употребив слово «изнасилование». Она просто заключила с ним соглашение, как это обычно делает женщина. Вначале он должен сообщить ей тайну, но впоследствии она поступает чисто по-женски, т. е. не сообщает, выполнила свое обещание или нет. В греческом тексте говорится, что ангел торопился получить желаемое, «но я, Изида, стремилась получить то, что хотела я». Какой психологический смысл скрыт в сексуальных желаниях ангела и медлительности Изиды? Какая психологическая связь существует между этой ситуацией и той психологической ситуацией, в которой неизменно оказываемся мы?

Замечание: Происходит вторжение коллективных содержаний, и она стремится получить объяснение этому явлению.

Доктор фон Франц: Да. Ангел олицетворяет содержание коллективного бессознательного, которое вторгается в психологическую систему человека, предъявляя требование, в данном случае сексуальное. С какой аналогичной ситуацией сталкиваемся мы обычно? Алхимия возникла благодаря сопротивлению Изиды, благодаря тому, что она не сразу уступила ангелу, если вообще уступила. Мы не знаем, как она в результате поступила. Она повела себя весьма осмотрительно, не сообщив об этом даже своему сыну. Но что это означает?

Поскольку Изида — женщина, притязания ангела могут означать вторжение анимуса, но я предпочитаю сформулировать эту мысль в более общем виде, так как речь идет не о болезни. Содержания коллективного бессознательного очень часто вторгаются в инстинктивной форме, т. е. принимая форму инстинктивного побуждения, будь то стремление к власти или сексуальное влечение. Другими словами, либидинозное вторжение бессознательного вначале проявляется на относительно низком, животном уровне, и с этим явлением мы сталкиваемся непрестанно. На начальном этапе развитие сознания нередко проявляется именно в этой форме. В области психологии одна из важных проблем состоит в распознании формы проявления. В данном случае можно говорить о доминирующей роли сексуального влечения или фантазий. Нам всегда приходится определять, идет ли речь о сексуальном побуждении или о скрытом импульсе из сферы бессознательного, который обуславливает познание или развитие сознания.

Если мы лишены предрассудков, нам следует в первую очередь проверить эту гипотезу, хотя нередко оказывается, что целесообразнее воздержаться от поспешных умозаключений. Представим себе мужчину с существенной проекцией анимы на женщину, что проявляется в форме мощного желания вступить с ней в половую связь. Предположим, что желание удовлетворено, и тогда все исчезает. Такое часто случается с ловеласами. Задним числом (Apres le coup) этот процесс теряет для них смысл. Они покидают женщину, размышляя: «Черт возьми! Но ведь я не к этому стремился!» Поэтому можно сказать, что изначально речь шла не о сексуальном влечении, а о замаскированном импульсе развития сознания, который не был реализован. Побуждение мужчины могло бы натолкнуться на сопротивление, и тогда пришлось бы в первую очередь выяснять его подлинную цель, поскольку мы нередко замечаем, что вначале наши побуждения, которые не могут достигнуть сознания, проявляются в виде физических реакций.

Например, если мы попали в аналитическую ситуацию и не знаем, как поступить, может случиться так, что, сидя в кресле и проводя анализ, мы неожиданно испытаем сексуальное желание, которому уступать не следует. Речь идет не об условиях. Мы можем говорить открыто. Опыт показывает, что в таких случаях Целесообразно остановиться и выяснить, почему это произошло именно сейчас? О чем шла речь на аналитическом сеансе, когда возникло сексуальное побуждение? Какое сновидение обсуждалось? Мы приблизились к такому моменту, когда нам с пациентом необходимо осознать то, что осознать необходимо. Но это настолько удалено от сферы нашего понимания, что может проявляться только физическим путем. Это напоминает подземный взрыв, который происходит потому, что газы не могут вырваться на поверхность земли. Бессознательное содержание стремится к проявлению, но на своем пути сталкивается с трудностями и проявляется в виде сексуального побуждения.

Но иногда мы действительно имеем дело с сексуальным побуждением. Мы не всегда можем точно определить, соответствует или не соответствует форма содержанию, поскольку в конечном счете все мы способны на чисто физиологические реакции. Поэтому следует иметь в виду мудрость Изиды, которая воздерживалась от принятия решения и хотела вначале узнать тайную суть того, что стремится к реализации, и только потом решила, согласиться или нет. Изида поступила очень осторожно, ничего не сообщая о своем решении.

Вступила она в связь или нет — неизвестно. Люди и боги могут делать свой этический выбор. Но в случае мощного побуждения человек не способен свободно принимать решение.

Сначала необходимо воздержаться от решения и выяснить, с чем; мы имеем дело. Что лежит в основе явления? Сексуальное побуждение может возникнуть даже при встрече с умирающим человеком и может показаться весьма неуместным. В таком случае было бы нелишним подумать о том, что стремление к совокуплению с умирающим опирается не на врожденный половой инстинкт. Несмотря на это, такая ситуация встречалась нередко. Она имеет отношение к проблеме архетипической символики. Поэтому сексуальное побуждение и проявляется столь сильно в тот момент, когда его объектом оказывается умирающий человек и окружающие его лица. Это лишь один из множества примеров. В таком случае нам следует воздержаться от решения, постараться для начала выведать тайну, т. е., странную взаимосвязь между инстинктом и архетипом. I

Опыт переживания

ИНСТИНКТЫ ——————————————————— АРХЕТИПЫ

Инфракрасный ультрафиолетовый

(Физиологический: (Психологический:

телесные симптомы, идеи, концепции,

инстинктивные перцепции и т. д.) сновидения, образы,

фантазии и т. д.)

Рис 11. Связь между инстинктом и архетипом на спектральном плане.

В работах Юнга нередко говорится об инстинкте так, как будто последний тождественен архетипу. Вместе с тем картина выглядит так, будто инстинкт отличается от архетипа. Как избежать такой неопределенности? Юнг считает, что архетип, если мы рассматриваем его как противоположность инстинкту, представляет собой унаследованный способ формирования эмоций, идей и представлений посредством символов, тогда как инстинкт — унаследованный способ физических действий, разновидность физической деятельности. Разумеется, между этими двумя способами существует взаимосвязь.

Например, прогуливаясь в поле, человек неожиданно, без видимой причины, пускается бежать и перепрыгивает через изгородь. Оглянувшись назад, он видит, что его преследовал бык. Можно сказать, что произошло чудо, поскольку непонятно, почему возникло желание бежать; можно объяснить произошедшее тем, что инстинкт спас человеку жизнь. Этот случай не редкий. Человек переходит улицу, не понимая зачем он это делает, а затем оказывается, что какой-нибудь предмет упал с крыши. Нам необходимо научиться доверять своим побуждениям.

Итак, происходит на физическом уровне некое событие. Вместо бессознательного физического действия может послышаться голос или может возникнуть галлюцинация, побуждающая человека бежать. В одном случае предостережение выражается в виде физической реакции, в другом — в виде мысли. В этом и состоит различие между инстинктом и архетипом: голос служит проявлением архетипа, а физическое действие - проявлением инстинкта, но в действительности они составляют две стороны одного явления. Физическое поведение, соответствующее определенным стереотипам, является проявлением инстинкта, а сопутствующее выражение внутреннего состояния — эмоции, слуховые и зрительные образы — проявлением архетипа.

Человеческая психика содержит врожденные стереотипы поведения и мышления, поэтому мы не всегда ясно представляем себе различие между этими аспектами. Проявление бессознательного происходит не только на физическом, но и соматическом, психологическом уровне, поэтому то, что должно проявиться на психологическом уровне, иногда проявляется на физическом уровне, и наоборот, наподобие двух сообщающихся водопроводных кранов, если один кран засорился, то вода вытекает из другого крана.

Люди нередко сталкиваются с серьезными психологическими проблемами и, только обнаружив их причины на физическом, а не только психическом плане, они могут эти проблемы решить. Человек блокирует проявление инстинкта (например, проявление сексуального побуждения), но последний проявляется уже в качестве психологической проблемы, например, религиозного характера. Фрейд обобщил это явление. Он заметил, что это явление нередко имеет место, и решил, что все можно объяснить на этом уровне. Но это неверно, так как можно заблокировать другой конец, и тогда процесс будет протекать в противоположном направлении.

Рис. 12. Бог солнца Ра с символами-атрибутами.

Здесь заключено одно из вечных противоречий: должен человек пережить побуждение в конкретной форме или отнестись к нему как к символу? Осознать его или просто пережить, не слишком задумываясь о нем? Это одна из наших серьезных проблем. Развитие сознания происходит благодаря полному или временному блокированию реализации физического влечения.

Замечание: То, о чем Вы говорите, было не первым соглашением такого рода, заключенным ради получения знаний. Изида тоже взялась за лечение бога солнца Ра, которого укусила ядовитая змея только при условии, что он сообщит ей свое тайное имя. Как вы объясните эту аналогию?

Доктор фон Франц: Разумеется, аналогия существует. Когда бог солнца Ра постарел и утратил способность выполнять должным образом свои обязанности, Изида подложила на его пути ядовитую змею, после укуса которой он сильно заболел. В то время люди верили, что сила человека заключена в его тайном имени, которое было его душой, маной, жизненной энергией. Когда Ра лежал больной, Изида пришла к своему отцу с предложением исцелить его при условии , что сообщит ей свое тайное имя. Ра уступил ей, и с той минуты она стала владеть силой бога солнца.

Какой смысл скрывается в этом? Нельзя искать смысл этой истории ориентируясь на физическое влечение, в основе которого, по нашему мнению, лежит архетипическое начало. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо бегло просмотреть историю развития сознания в египетской цивилизации.

С точки зрения общественно-политической структуры культ бога солнца и сына бога солнца в Египте соответствовал патриархальному укладу. В период с 3000 по 2800 г. до н. э. культ солнца постепенно отвоевывал первое место у культа луны и быка (буйвола); главный правитель стал почитаться представителем бога солнца и утратил тесную связь с культом луны и быка, незначительное различие между которыми все еще сохранялось. Распространение культа солнца сопровождалось развитием законодательства, науки, геометрии, сельского хозяйства, архитектуры и т. д. Огромное значение приобрело развитие рациональной Культуры цивилизации: государственное управление и военное дело, мир ума и порядка.

В какой-то мере этот процесс можно сравнить с развитием христианской цивилизации, на начальном этапе которого преобладала вера в закон, догму, порядок и знание, а затем, в результате ее формирования, явления энантиодромии, мужская форма сознания уступили женскому началу — бессознательному, природе, хаотическому. Это типично архетипическое событие. Вышесказанное также служит примером энантиодромии, при которой мужское начало передает власть женскому началу.

В настоящее время официальные представители различных организаций считают, что мир могут спасти бюрократизм, миссионерство, административные постановления и конгрессы. Они стремятся установить во всем порядок, полагая, что в этом заключается решение проблемы и что остальные тенденции, которые мы обнаруживаем в сновидениях наших пациентов, не достигнут цели. Но мир вновь погрузился в апатию, поэтому Папа римский возвещает успение Богоматери, и мы видим, как в сновидениях наших современников происходит переоценка роли женского начала.

В этой связи я могу привести пример. Массовое убийство гражданского населения в Тибете повлекло за собой появление гневной статьи. Ее автор говорил о том, что мы, швейцарцы, также являемся горным народом, которому могут угрожать соседние великие державы, и поэтому мы должны е большим сочувствием относиться к тем, кто сражается за свою свободу, не ограничиваясь при этом чтением газет и выражением сочувствия. Автору статьи приснился сон, что приближается конец света, что несколько человек откопали в горном леднике старое судно, в котором сидела красивая женщина. Судно походило на Ноев ковчег, который направлялся к морю, и спастись предстояло только тем. кто отправится на старом судне с этой женщиной.

Рис 13 Олицетворение женского начала в образе девственницы наполняющей море молоком

Итак, бессознательное говорит: то, что составляет мужское, политическое, мыслящее сознание, составляет лишь незначительную часть действительности. В настоящее время нас беспокоит ряд политических проблем, но больше всего — проблема перенаселения, создающая безнадежную ситуацию. Принцип спасения — это женский принцип, и в упомянутом сне его олицетворяет не Ноев ковчег. а богиня в образе женщины. Что это означает? Что олицетворяет женщина в ковчеге и се спутники?

Это нелегко интерпретировать. На закате египетской цивилизации имела место аналогичная энантиодромия. Неожиданно пантеон богов оказался в руках Изиды, и мужские божества потеряли популярность. Любопытно, что это произошло в конце эпохи Овна, мы же живем в астрологическую эпоху Рыб, и вновь женщина собирает урожай, тогда как мужчины испытывают легкую усталость.

Вопрос: Сообщив Изиде тайну, ангел не потерял ее — не гак ли?

Доктор фон Франц: Да. но если ангел не использовал свое знание, то Исида — основоположница алхимии; она нашла применение знанию, ангел просто хранил его.

Рис. 14. Коронование девы Марии, символизирующее одухотворение материи. Сцена! изображает алхимическую кватернион: Отец, Сын, Святой Дух (голубь), женское начало (материя).

Лекция 3

Греческая алхимия

В прошлой лекции мы обсуждали предполагаемое значение передачи тайны алхимии ангелом Амнаэлем богине Изиде. Мы использовали фрагменты древних легенд, в которых говорится, что все естественнонаучные знания, от математики до изготовления женской косметики, были переданы людям ангелами или титанами. Кроме того, мы рассмотрели тот странный факт, что в конце патриархальной цивилизации очень часто наступает энантиодромия, то есть передача власти женской фигуре. Так, например, на закате египетской цивилизации господствовал культ Изиды, которая постепенно присвоила себе функции остальных божеств. Существуют позднеегипетские молитвы, в которых Изида именуется той, которая воплощает всех божеств в женском образе. Это явление мы сравнили, cum grano salis, с неожиданным преобладанием роли девы Марии в католичестве.

Не следует забывать, что данное материнское божества также связано с концепцией материи, ибо со словом «мать» связано не только само слово «материя», но и вся проекция последней. Более того, архетипическая модель, влияющая на представителей естественных наук, берет начало в материнском архетипе. Платон, например, говорил, что по отношению ко всему космическому порядку пространство подобно кормилице. Поэтому пространство связывается с женским началом.

Поскольку идея материи в скрытом виде неизменно связывалась с материнским архетипом, материализму коммунистического толка будет сознательно или бессознательно нанесен серьезный удар, если Папа римский перенесет акцент в христианском богослужении на культ девы Марии. Такой удар следует рассматривать не только как некий жест, но и как стремление понять материалистический аспект материнского архетипа, акцентируя иную форму материи. Поэтому интерес к материи обусловлен возрождением этого архетипа.

Когда молодые представители естественных наук выбирают профессию, им во сне нередко является Мать Природа, принимая облик старухи и указывает им путь. Мне несколько раз приходилось анализировать подобные сновидения молодых людей, которые испытывали неуверенность в выборе специальности. Используя данные наблюдений за современными людьми, фактически можно доказать, что интерес к материальной стороне внешней природы весьма часто обусловлен констелляцией указанного архетипа, т. е. динамизмом, который лежит в основе естественной науки. В библейской традиции передача знаний человеку расценивается как бедствие или несчастье, что, безусловно, можно сравнить с изначальным стремлением естественных наук, в том числе и математики,— автономно и полностью завладеть чувствами и интересами людей настолько, чтобы вызвать у них демоническое стремление, нарушая не только их личную стабильность, но и в определенной мере стабильность существования цивилизации.

Подобное гипертрофированное стремление к господству над человеком и его деструктивный аспект стали в наши дни настолько тривиальными, что я не стану на этом подробно останавливаться. Отметим лишь, что оно обусловлено выходом одного архетипа за пределы общего инстинктивного порядка. Поэтому можно утверждать, что миф о возникновении естественных наук отчасти является мифом об инстинктивной диссоциации: человек деятельный (homo faber) отдалился на опасное расстояние от своих естественных инстинктивных корней. Именно об этом и говорится в библейском мифе, в отличие от которого миф об Изиде восхваляет аналогичное событие как невиданный успех. Эти мифы, в той или иной степени противоположные друг другу, позволяют сделать вывод, что в основе человеческого сознания лежит чувство неуверенности; это реальная, а не придуманная проблема, и поэтому мы должны внимательно рассмотреть ее с обеих точек знания.


3100796612307832.html
3100825341013098.html
    PR.RU™